Новая климатическая реальность: меньше потепления, но сильнее его воздействие на планету
В недавнем прошлом ученые предсказывали, что глобальные температуры будут резко расти в течение этого столетия, предполагая, что люди будут в значительной степени полагаться на ископаемое топливо в течение десятилетий. Но они пересматривают свои прогнозы, отслеживая как прогресс в достижении климатических целей, так и неожиданные опасности, с которыми сталкиваются страны мира.
Существует устойчивое мнение, что ускорение внедрения источников солнечной и ветровой энергии позволит человечеству избежать климатической катастрофы. В то же время недавняя экстремальная жара, ураганы и другие природные стихийные бедствия, по мнению ученых, доказывают, что последствия изменения климата могут быть более серьезными, чем прогнозировалось ранее, даже при незначительном повышении глобальной температуры. Достаточно вспомнить недавние признаки хрупкости общества: нехватка водных ресурсов для охлаждения реакторов атомных электростанций во Франции, волны жары в США, лесные пожары на юге Европы – пострадали даже самые экономически развитые страны, не говоря уже о катастрофическом наводнении в Пакистане и других бедствиях по всему миру. Это указывает на то, что даже при успешных усилиях по сокращению выбросов и ограничению глобального потепления разрушение стабильных обществ может происходить раньше и чаще, чем ожидалось ранее. «Мы наблюдаем события с почти нулевой вероятностью без антропогенного изменения климата», — приводит американское издание The Washington Post слова процессора Института атмосферных и климатических наук швейцарской высшей технической школы Цюрих (ETH Zurich) Сони Сеневиратне.
Прогноз мировых глобальных выбросов и потепления без какого-либо политического вмешательства, изложенный в отчете Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) 2014 года, предполагал, что глобальная температура повысится на 5 °C относительно доиндустриального уровня к концу этого века. Сейчас такое быстрое потепление уже не кажется высоковероятным. Ученые-климатологи отдают должное быстрому внедрению возобновляемых источников энергии (ВИЭ): на солнечную и ветровую энергию приходилось 1,7% мирового производства электроэнергии в 2010 году и 8,7% в 2020 году. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует, что в ближайшие пять лет в мире будет вырабатываться столько же возобновляемой энергии, сколько и за последние два десятилетия. При этом из более чем 1200 сценариев изменения климата в грядущем столетии, основанных на моделях, разработанных ведущими учеными-климатологами мира и рассмотренных в ключевом отчете МГЭИК за 2022 год, 230 предполагают, что глобальное потепление может в конечном итоге обратиться вспять, в результате чего температура снова снизится почти на 1,5 °C по сравнению с доиндустриальным уровнем. Такие сценарии подразумевают продолжение преобразования энергии и большее внедрение таких технологий, как, например, улавливание углерода. Проблема их реализации состоит в том, что многие страны не предпринимают обещанных ими действий по борьбе с изменением климата.
Если смягчение прогнозов глобального потепления — это хорошая новость, то плохая новость — это то, что уже происходит: средние глобальные температуры выросли более чем на 1,1 °C с момента появления промышленности и двигателей внутреннего сгорания. И этот уровень потепления составляет менее половины того, что наиболее вероятно к концу столетия. Возьмем, к примеру, аномальную жару, обрушившуюся на северо-запад Тихого океана в июне 2021 года. Ученые быстро определили, что жара была настолько сильной, что она не могла произойти без влияния глобального потепления. Дальнейшие исследования показали, что в мире с потеплением на 2 °C выше доиндустриальной температуры такое событие может происходить раз в десятилетие. Полвека назад около 12 млн человек выдерживали среднегодовые глобальные температуры выше 29 °C. Согласно исследованию, проведенному в 2020 году группой ученых-климатологов, опубликованному в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, это число может вырасти до 3,5 млрд человек к 2070 году. Затем идут экстремальные осадки. Исследование прошлогоднего наводнения в Пакистане, в результате которого погибло 1500 человек и пострадало 33 млн человек, показало , что изменение климата привело к увеличению количества осадков на 50–75%. События перекликаются с отчетами ООН, в которых утверждается, что влияние человека на экстремальные погодные явления усиливается и что изменение климата уже вызывает «опасные и широкомасштабные нарушения» в экосистемах и сообществах.
Последствия экстремальных погодных явлений также зависят от факторов, помимо метеорологических. Очевидно, что смягчение этих последствий и их устранение зависит от способности общества справляться со стихийными бедствиями, и особенно в будущем с несколькими стихийными бедствиями одновременно. Например, устойчивость сообществ будет зависеть от стабильности страховых рынков в пострадавших от стихийных бедствий странах, от безопасности продуктов питания, жилья и так далее. Не существует исторического руководства по анализу того, как экосистемы и общества могут реагировать на изменения, вызванные выбросами парниковых газов. И это может означать, что даже при самых оптимистичных сценариях потепления последствия для планеты могут быть разрушительными.