Бывший заместитель администратора EPA призывает проявить «классовый подход» в отношении ПФАС
Роберт Суссман, занимавший пост заместителя администратора Агентства по охране окружающей среды США (EPA) в администрации Клинтона, считает, что «классовый», а не индивидуальный подход к ПФАС (пер- и полифторалкильным соединениям) способен улучшить регулирование в отношении Ф-газов и продуктов их распада.
Своей точкой зрения Суссман поделился на круглом столе по ПФАС в рамках конференции ATMOsphere America 2023 Summit, проходившей в Вашингтоне, США, 12-13 июня 2023 года.
К ПФАС, по некоторым оценкам, относятся до 9000 соединений, имеющих общие характеристики, такие как стойкость в природе (отсюда прозвище «вечные химикаты»), подвижность, способность накапливаться и потенциальная возможность вызывать те же побочные эффекты, что и хорошо изученные ПФАС — перфтороктановая (ПФОА) и перфтороктансульфоновая (ПФОС) кислоты.
По мнению Суссмана, занимавшего также пост старшего политического советника при администраторе EPA Лайзе Джексон, а сейчас возглавляющего консалтинговую фирму «Суссман и партнеры», огромный размер категории ПФАС требует единого отношения ко всему классу этих веществ.
— Данные об исследовании большинства ПФАС ограничены или отсутствуют, а изучение всех ПФАС (или даже репрезентативной выборки) займет годы, – отметил Суссман. — В результате, запрет каждого ПФАС отдельно не остановит продолжающегося загрязнения и накопления этих веществ в организме людей и окружающей среде, что приведет к росту затрат на очистку и оздоровление в будущем, — добавил он. — Такой подход в отношении ПФАС не работает.
По словам Суссмана, история регулирования ПФАС также свидетельствует в пользу классового подхода. Десятилетие назад озабоченность вызывали лишь «оригинальные» ПФАС с длинной углеродной цепью, такие как ПФОА и ПФОС. ПФАС с короткой цепью считались менее опасными, однако сейчас угроза для здоровья людей со стороны таких соединений с короткой цепью (вторичных ПФАС), как GenX уже доказана.
Споры вокруг определения
«Классовый» подход требует четкого определения ПФАС, однако в настоящее время существуют два разных определения этих веществ.
Первое – узкое – определяет ПФАС как вещества, содержащие как минимум два полностью фторированных атома углерода, что исключает Ф-газы и трифторуксусную кислоту (ТФА, побочный продукт производства ряда Ф-газов).
Второе, более широкое, разделяется большинством ученых и принято в ЕС и некоторых штатах США. Согласно ему, к ПФАС относятся все вещества, содержащее как минимум один полностью фторированный метиловый или метиленовый атом углерода (перфторированную метильную или метиленовую группу). Под это определение, опубликованное в 2021 году ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития), подпадают множество Ф-газов и ТФА.
В 2021 году EPA объявило об использовании более узкого определения, но в мае отказалось от него в пользу отдельного рассмотрения каждого конкретного случая. Недавно EPA предложило новое определение ПФАС, по-прежнему предполагающее как минимум два фторированных атома углерода. Одновременно с этим комитет Сената США предложил законопроект о ПФАС, в котором принимается более узкое определение.
В ЕС Европейское химическое агентство (ECHA), рассматривая ужесточение регулирования ПФАС как класса, следует более широкому определению ОЭСР. В феврале агентство опубликовало предложение властей Дании, Германии, Нидерландов, Норвегии и Швеции об ограничении ПФАС. «Предложение о всеобщем ограничении» затронет производство, потребление и продажу некоторых Ф-газов как самих по себе, так и в составе смесей.
Суссман отметил, что ЕС по умолчанию считает вредными все ПФАС в широком смысле, без рассмотрения конкретных веществ. Проект предполагает запрет производства и потребления ПФАС с условием исключения критически важных областей применения и сроками поэтапного вывода от 18 месяцев до 12 лет.
— Решение еще не окончательное – остается достаточно времени для его обсуждения общественностью и индустрией, переговоров между правительствами и дальнейшего юридического и технического анализа, — уточнил эксперт.
В то же время США далеки от принятия европейского «классового» подхода. Ограниченные полномочия действующей нормы – «Закона о контроле за токсичными веществами» – допускают регулирование на основе принадлежности к той или иной категории, однако, по словам Суссмана, эта процедура трудоемка и сложна.
— ЕС далеко обогнал США, и две наши системы – не синхронизированы, — сказал он. — Конгресс очень заинтересован в ПФАС, но он далек от принятия законов в отношении ПФАС как класса, несмотря на интерес некоторых конгрессменов и давление неправительственных организаций.
До сих пор наиболее действенным способом оказать давление на ведущих производителей ПФАС остается обращение в суд.
Многие настаивают на принятии определения ОЭСР/ ЕС в США.
— EPA относится к этому определению без энтузиазма, с опаской и нервозностью, — сказал Суссман. Широкое определение охватывает ГФУ и ГФО. — Не в этом ли причина противодействия определению ОЭСР внутри EPA? — спросил Суссман.
По словам Суссмана, в то время как химическая индустрия обеспечивает «политическое прикрытие» EPA в вопросе определения ПФАС, противостоять ей могут основные пользователи не содержащих фтор газов, таких как природные хладагенты.
— Важно сделать этот сектор более заметным, — добавил эксперт.
Токсичность ТФА – ПФАС с ультракороткой цепью — для людей пока не подтверждена, однако задокументировано ее токсическое воздействие на зеленые водоросли и лабораторных животных, и множество исследований указывают на ее распространение в природе. В Германии установлена допустимая концентрация ТФА в питьевой воде в 60 мкг/л и целевой показатель 10 мкг/л.
— Но все равно, до получения более убедительных, чем сейчас, свидетельств токсичности ТФА для людей, будут находиться защитники Ф-газов, утверждающие, что доказательств нет, – отметил Суссман. — И пока ключевые вопросы остаются нерешенными, а долгосрочная политика – неопределенной, никто не знает, чем закончится история ПФАС.
Источник статьи – сайт Проекта Арктического совета по выводу озоноразрушающих веществ и фторсодержащих газов в рыбохозяйственном секторе Мурманской области: Бывший заместитель администратора EPA призывает проявить «классовый подход» в отношении ПФАС